Икона дня + календарь

 

Православная педагогика

О детской благодарности

18.07.2017 02:38/читать дальше...
В жизни человека есть особый период, называемый детством.

   Детство – это время, когда в растущем человеке развиваются все его силы, как душевные, так и телесные, происходит процесс познания окружающего мира, образуются навыки и привычки. В детстве закладываются основы физического и психического здоровья. От того, каким откроется ребенку мир, будет зависеть и его духовный рост.

Православное понятие дисциплины.

Пусть не смущает читателя определенная суровость приведенных правил и рассуждений. Если родители ребенка живут православной, воцерковленной, духовной жизнью, эти правила жизни для них являются естественными и в них нет никакого неудобства, так как такая жизнь дарует человеку свободу от плотского, награждая его духовной свободой. В атмосфере приоритета духовного над плотским и ребенок начинает жить по этим спасительным правилам, не испытывая никакого неудобства. Конфликты и кризисы возникают тогда, когда мы упустили время и дали греху возможность овладеть силами ребенка, а ребенку – вкусить греховный плод. В этом случае борьба начинается не только с грехом, но и с искаженностью в развитии, которая возникла под влиянием этого греха.

Следует разъяснить и смысл, который мы вкладываем в понятие дисциплины. В зависимости от степени развития человека и его духовного становления, а точнее, от их взаимоотношения, смысл понятия «дисциплина» изменяется. Если образ жизни позволяет установить правильное соотношение между духовным ядром личности и ее поведением, ее активностью, понятие «дисциплина» растворяется в организации поведения и ценится как фактор духовного воспитания. Если имеются отступления от нормального духовного становления личности в случае греховного овладения развивающимися силами, дисциплина приобретает смысл регулятора духовной жизни в конкретных ее проявлениях, становится внешней помощью неокрепшим духовным силам человека.

Развитие чувств и пытливости у ребенка.

Вместе с обнаружением телесных потребностей  душа начинает выказывать способности в их естественной последовательности. Дитя начинает останавливать взор на различных предметах, на одних дольше, на других меньше. Первые впечатления глубоко остаются памятными. Первый материал, первую пищу для своего образования душа получает извне от чувств. Возрастает и богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после. Поэтому первые предметы, воздействующие на чувства и воображение, должны способствовать образующейся христианской жизни. Как первая пища имеет значительное влияние на темперамент тела, так и первые предметы, которыми занимается душа, имеют сильное влияние на характер души или тон ее жизни.

Развивающиеся чувства доставляют материал воображению, воображенный предмет хранится в памяти и составляет содержание души. Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады и свечи – для глаз, священные песнопения – для слуха. Дитя не понимает еще ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к этим предметам, и они, занимая его сердце, тем самым отодвигают другие предметы вдаль. За чувствами и первые упражнения воображения будут священными, ему легче будет воображать эти предметы, чем другие. В будущем все изящное будет привлекать его не иначе как под священными формами.

Ограждая дитя священными предметами, следует удалять от него все, что может развратить его: вещи, изображения, предметы. Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее. Несчастно дитя, которое, закрыв глаза или оставшись одно и углубившись в себя, бывает подавляемо множеством непотребных образов, суетных, соблазнительных, дышащих страстями.

Дело чувств – видеть, слышать, осязать, другими словами, испытывать. Чувства– первые возбудители пытливости. Пренебрегать чувствами нельзя – через них познаются вещи, знать которые необходимо ради славы Божией и нашего блага. При этом развивается и пытливость, которая представляет собой неудержимую склонность бесцельно видеть, слышать, разузнавать, что и где делается, не различая, нужно это или не нужно. Следует при упражнении чувств соблюдать меру и порядок, обращать их на одно нужное и по сознанию нужды, тогда для пытливости не будет пищи. Ребенок должен испытывать только то, что необходимо, от всего же другого удерживаться и отстраняться. При этом не перебегать от одного предмета к другому или от одной черты к другой, а пересматривать одно за другим, чтобы дитя могло вообразить предмет как он есть. Такие занятия избавят дитя от настроения развлекаться даже среди позволенного, приучат владеть чувствами, а через них и воображением. И оно не будет перебегать от одного к другому без нужды, не будет мечтать и развлекаться образами, тем самым не давая покоя душе, возмущая ее приливом и отливом своих беспутных видений. Не умеющий владеть чувствами и воображением, как правило, бывает рассеян и непостоянен. Томимый пытливостью, он влечется от одного предмета к другому до расслабления сил совершенно бесплодно.

С раннего возраста возникают у дитя страсти и начинают тревожить его. Ребенок еще не говорит, не ходит, только что научилось сидеть и брать игрушки, но уже сердится, завидует, присваивает себе и прочее, тем самым являет действие страстей. Это зло, утверждающееся на животной жизни, тлетворно. Ему необходимо противодействовать с первых его проявлений. Как это сделать на практике – зависит от благоразумия родителей. Разумнее всего предупреждать всячески возникновение страстей, но если страсть проявилась, надо спешить погасить ее известными и испытанными средствами. Надежнейший способ врачевания страстей – употребление благодатных средств. К ним нужно обращаться с верою, ибо страсть– явление душевное, а действовать на душу ребенка у родителей изначально нет способов. Поэтому прежде всего надо молить Господа, да совершит Свое дело.

Дальнейшим руководителем родителей будет опыт. Когда дитя подрастет и обретет смысл, тогда могут употребляться и общие против страстей средства. Этими средствами должен научиться владеть и ребенок, ибо набеги страстей не прекратятся до конца жизни.

Если будут соблюдаться правила и порядок действия на тело и на первые, низшие способности, то душа будет подготовлена к истинно доброму настроению. Однако это только подготовка. Само настроение созидается положительным действием на все силы души: ум, волю и сердце. (3. 34-38)

Автор: архимандрит Георгий (Шестун)


18.07.2017 02:06/читать дальше...
Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия.

17.07.2017 00:45/читать дальше...
Ребенок и опасности окружающего мира

17.07.2017 00:15/читать дальше...

Педагогическая практика современности показала, что и семейная, и школьная работа в этом направлении может быть подвергнута серьезной критике. Совершенно очевидно, что педагогические методики, как и содержание воспитания, надо срочно и коренным образом менять.


03.07.2017 14:24/читать дальше...

Жена благодатна возносит мужу славу:
престол же безчестия - жена ненавидящая правды (Притч. II, 16)

  Ничто так не возвышает женщину, как благочестие. Наружная красота стареет и блекнет; а страх Божий облекает жену в красоту неувядаемую. Жена благочестивая - трудолюбива, скромна, благопокорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница. Чего бы, казалось, требовать еще от женщины? Благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8).


03.07.2017 14:07/читать дальше...

✔Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине!

✔Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки!

✔Не «нападаем» на ребенка всей семьей!

✔Не жалеем тут же, если отругал отец, держим нейтралитет… хотя бы некоторое время.


03.07.2017 13:57/читать дальше...
В современном мире, где осталось так мало любви, семья — тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот.

 Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей — детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

 


03.07.2017 13:48/читать дальше...
Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия.

 Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей. Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок.


03.07.2017 12:57/читать дальше...
Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами.

Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит.


03.07.2017 12:49/читать дальше...
Заметки о высшем искусстве – свящ. Алексий Уминский

«Нет никакого высшего искусства,
как искусство воспитания.
Мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который радуется Бог и люди».

Свт. Иоанн Златоуст


Православное воспитание – что это такое? Существует ли система и методология воспитания православного человека? На каких принципах такое воспитание основано?

Эти вопросы очень часто поднимаются в среде православных педагогов, эти вопросы задают родители, воцерковленные и только обратившиеся, этот вопрос стоит перед православными школами и перед всей нашей Церковью. А вот ответ на него получить чрезвычайно сложно. Дело в том, что педагогическая система в нашем привычном понимании связана, прежде всего, с идеологией, к примеру, воспитание нового человека по советскому образцу. И нам кажется, что если мы воспользуемся некоей подобной системой, поменяв, естественно, идеологию на православие и несколько ее видоизменив, мы сможем достичь желаемого.


26.05.2016 14:43/читать дальше...
Каким быть преподаванию Закона Божия в школе – прот. Михаил Дронов

Всем очевидно, что Русская Церковь, для которой последнее десятилетие XX в. оказалось периодом бурного внешне организационного возрождения, входит в новую фазу своей жизни. Еще не восстановлены руины десятков тысяч храмовых зданий — печальных памятников вандализма безбожной коммунистической власти и ее несбыточной коммунистической утопии. Еще не отстоялись всевозможные интеллектуальные и политические направления и движения, которые ворвались в Церковь вместе с хлынувшим в нее потоком образованных неофитов. Но внутри Церкви уже достаточно созрела готовность принимать задачи, который ставит сегодняшний день и искать пути их решения.


26.05.2016 14:41/читать дальше...
Благодатные дары учительства – прот. Артемий Владимиров

Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Наши ученики и воспитанники все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям. Но дело, конечно, не только в учениках, и не столько в них, сколько в учителях: соль оскудевает (см. Лк. 14:34). На смену умудренным, но оскудевшим силой приходят молодые педагоги, которые уже не в состоянии питать детей здоровой пищей, т. е. положительными нравственными установками.


26.05.2016 14:34/читать дальше...
Проблемы православной гимназии – свящ. Алексий Уминский

Разговор пойдет о проблемах православной школы. Для многих приходов встает вопрос о создании такой школы, для многих священников не ясно, благословлять ли им своих прихожан отдавать детей в такие школы или, как их называют, «гимназии» (хотя название это совершенно условное) или, наоборот, всячески отговаривать от этого неосторожного шага, так как многие родители уже «обожглись» на таких школах.

Я, к сожалению, не слишком хорошо знаком с другими гимназиями, поэтому речь пойдет об опыте нашей школы — православной общеобразовательной школе Свято-Владимирского учебного центра. Но я уверен, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, — общие.


26.05.2016 14:28/читать дальше...
МЫ ЗДЕСЬ 3 ГОДА!

23  июня  исполнилось ровно 3 года, как пятеро рязанских сестер вместе со своим духовником игуменом Иннокентием вступили на монастырскую гору. И было здесь так:

 

17

 

 

19

 

20

 

21

 

222

 

23

 

24

Задать вопрос матушке
Задать вопрос батюшке
Если у Вас есть вопросы или предложения, Вы можете связаться батюшкой Борисовского Богородце-Тихвинского монастыря